Марафон «Мой Рахманинов» – объединение выдающихся. Интервью перед концертом в Ростове-на-Дону с пианистом Валентином Малининым и дирижером Иваном Никифорчиным

22.11.2023Количество просмотров: 10721

Марафон «Мой Рахманинов». Объединение выдающихся

«Мой Рахманинов» – всероссийский культурный проект – марафон, стартовавший в июле этого года и продолжающийся по сей день, объединил лучших солистов, дирижёров и ведущие музыкальные коллективы нашей страны.

Проект охватил 25 концертов общей протяженностью звучания музыки – 65 часов. В ноябре эстафету марафона подхватил и Ростов-на-Дону, приняв в гости одного из самых одарённых, харизматичных и перспективных молодых дирижёров – Ивана Никифорчина, ярчайшую звезду нового поколения российских пианистов – Валентина Малинина, а также один из старейших симфонических коллективов страны, гордость отечественной музыкальной культуры – Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (ГАСО или Госоркестр). 

Несмотря на ограниченное время, на фоне настраивающегося оркестра, корреспонденту «Ростовчанки» Виолетте Кочарян, всё же удалось задать несколько вопросов нашим героям.

Валентин Малинин – молодой пианист, лауреат международных конкурсов, в том числе обладатель Гран-при III Московского Международного конкурса пианистов имени Владимира Крайнева, II премии и серебряной медали XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

Валентин Малинин

– Сегодня Вы впервые будете выступать в стенах Ростовской государственной филармонии? Как Вам зал? Как звучание рояля?

– Да, в Ростовской филармонии я выступаю впервые. Про рояль пока сложно сказать, потому что зал должен наполниться. Я знаю, что переаншлаг, это заранее очень приятно. На репетиции присутствовал помощник, который говорил о том, что оркестр немного заглушает рояль, но это, в принципе, нормальная практика. 

– Достаточно ли было репетиций перед концертом?

– Репетиция была сегодня 20 минут, всё. Больше мы не репетировали, к сожалению, хотя Четвёртый концерт очень сложный... ну, будем как-то играть, мы уже привыкли. 

– Кстати, говоря о Четвёртом концерте Рахманинова, это свежее произведение в Вашем репертуаре или оно уже исполнялось ранее?

 – Он относительно новый для меня. Я его учу уже третий или четвёртый раз. Года два назад я его выучил наизусть, и потом не случилось фестиваля, на котором я должен был его сыграть, и я его благополучно забыл. Позже выучил ещё раз, снова не сыграл, потому что не прошел в финал конкурса Рахманинова, я как-то расстроился и опять же отложил его в сторону. И вот он уже «стоял» у меня в филармоническом концерте, и мне нужно было его выучить, и я наконец выучил его третий раз этой осенью. Первый раз в жизни я его сыграл с РНО (Российский национальный оркестр) уже в этом сентябре, а сейчас буду играть с Госоркестром. И вообще мне так повезло, с лучшими оркестрами России я сыграл свой любимый концерт Рахманинова. Это большое счастье! 

Иван Никифорчин  – основатель, художественный руководитель и главный дирижёр «Академии Русской Музыки» («Academy of Russian Music»), объединяющей камерный оркестр и хор. 

Иван Никифорчин

– Оркестр имени Светланова очень известен и является своего рода эталоном звучания. Каково Вам работать с ним?

– Безусловно, это один из ведущих оркестров нашей страны и, конечно, с Госоркестром огромная честь, радость, счастье выступать вместе. Тем более у нас уже достаточно тесное творческое сотрудничество, а график наших совместных концертов расписан даже на 2024 год, и это опять же не может не радовать.

– Из событий последнего времени – масштабный марафон «Мой Рахманинов». Расскажите, как шёл подбор программы и почему для второго отделения была выбрана именно Симфония Чайковского?

 – Действительно, 2023 год – год имени Сергея Васильевича Рахманинова. Конечно, программа была избрана, опираясь на эти события. Но в концерте прозвучат не только сочинения Рахманинова, но и Четвёртая симфония Петра Ильича Чайковского. Безусловно, был определённый выбор, когда мы думали, что исполнять вместе с произведениями Сергея Васильевича. Очень здорово было бы познакомить публику с несколькими композиторами и разными сочинениями: в первом отделении прозвучит Симфоническая фантазия «Утес» и Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром с солистом Валентином Малининым, второе отделение заполнит Четвёртая симфония Чайковского. И, конечно, это было бы очень интересно как для публики, так и для самих музыкантов. 

– Вы участвовали даже в конкурсе имени С. В. Рахманинова.  Занимает ли какое-то определённое место это имя в Вашей жизни?

– Конечно. Это был совершенно удивительный, колоссальный опыт, который уж точно навсегда останется в моём сердце. Очень много было сделано ведущими организациями для того, чтобы музыка Рахманинова звучала абсолютно во всех регионах нашей страны, и это, опять же повторюсь, не может не радовать, потому что в этом есть определённая просветительская мысль, идея, когда ведущие оркестры приезжают в регионы и знакомят публику как с известными произведениями, так и с произведениями, скажем, которые играются реже, но от этого они не становятся менее гениальными.

В личной беседе удалось пообщаться и с концертмейстером оркестра имени Светланова, народным артистом России, Сергеем Гиршенко.

Сергей Гиршенко

Советский и российский скрипач, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского отдельно подчеркнул одарённость молодого дирижёра:

– С Иваном у нас регулярные творческие встречи и, конечно, он очень талантливый молодой человек, на мой взгляд, один из самых перспективных молодых дирижёров нашей страны.

Репортаж с концерта ГАСО 17 ноября 2023 г. в Ростовской филармонии.

Автор: Виолетта Кочарян.
Фото: Александр Ломтев.
 

Написать нам письмо