Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

24.09.2023Количество просмотров: 2553

Кринко Елена Владимировна

Материал представляет Кринко Елена Владимировна,
историк, кафедра отечественной истории XX-XXI веков
Института истории и международных отношений 
Южного федерального университета.

В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025» мы публикуем выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». Представляем ГЛАВУ 9: период 1948–1952.

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ: 

1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.

2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.

3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.

4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.

5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.

6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.

7. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону, как структуры ВВС РККА. 1940-1944. Материал Марии Братолюбовой.

8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 8. Период: 1944 - 1948

Источник: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/formirovanie-grazhdanskoj-aviaczii-na-donu-1944-1948

ПРОЛОГ 

Сегодня мы расскажем о периоде, ставшем предвестником реактивной эры гражданской авиации СССР (1948–1952), о котором очень мало писали и пишут.

Немногие авиационные специалисты, выжившие во время войны, смогли вернуться на руины своих предприятий. Но несмотря на огромные трудности, связанные с разрушениями и дефицитом ресурсов, восстановить отрасль удалось. Профессионалы своего дела сыграли ключевую роль в быстром возрождении авиатранспортной деятельности.

1948–1956 годах была заложена профессиональная и техническая основа гражданской авиации Советского Союза до 26 декабря 1991 года.

1948

1948 – экономические условия в стране, котировка денежной единицы на 01.01.1948 составила 5.3 рубля за доллар, или 0.1887 долларов за рубль.

1948 – практически все самолеты гражданской авиации выросли из своих военных предшественников.

1948 – завершено восстановление аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону.

самолет Ли-2 Ростовского Авиаотряда бортовой номер Л4095 или Л4305 на фоне аэровокзала

Документальное фото.  Самолет Ли-2 Ростовского Авиаотряда бортовой номер Л4095 или Л4305 на фоне аэровокзала со стороны перрона (прим. 1948 год).

1948 – в Ростов прибыла 3-я отдельная учебная АЭ самолетов Ли-2, которая была передана из Азербайджанского УГВФ в Северо-Кавказское УГВФ (базирование – а/п Ростов-на-Дону).

1948 февраль –1957 октябрь 31 – эксплуатация Ростовским авиационным (летным) отрядом самолета Ли-2 (модификация самолета ПС-84), регистрационный номер СССР-Л4516, заводской номер 18428508, серийный номер 285-08, завод изготовитель Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Валерия Чкалова (Ташкент), дата выпуска 1948 февраль, в эксплуатации с 1948, 9 лет, списан 31 октября 1957, приказ № 406 – по отработке амортизационного ресурса. 

Самолет Ли-2

Самолет ПС-84 означал «Пассажирский Самолет завода №84» (Тушино, Москва), со второй половины 1942 года в документах самолет ПС-84 стали именовать Ли-2. 

1948 февраль 23 – летчик Ростовского авиаотряда, гвардии капитан Петр Петрович Абрамов удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7794). Во время Великой Отечественной войны он командовал отрядом 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. Был награжден также орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды и медалями.

П.П. Абрамов                            
                            Абрамов Пётр Петрович.

В боевом формуляре экипажа Петра Абрамова записано, что им уничтожено более 30 танков, разбито и повреждено10 эшелонов с боевой техникой, уничтожено 12 складов с горючим и боеприпасами, более тысячи вражеских солдат и офицеров. Со своим экипажем успешно выполнил 320 боевых вылетов. В их числе полёты в глубокий тыл врага, с посадкой у партизан для обеспечения их боеприпасами, взрывчаткой, оружием и снаряжением, вывозом тяжелораненых партизан.

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

Памятная доска ГСС Абрамова в Ростове.

1948 – начался процесс сокращения численности вооруженных сил. За 2 года после окончания войны армия сократилась с 11 миллионов до 2,8 миллиона человек. Был определен срок обязательной (срочной) военной службы, который составил три года.

1948 март – поступил на эксплуатацию в предприятия Аэрофлота многоцелевой самолет Ан-2 конструкции О. К. Антонова. Всего выпущено около 18000 единиц данного самолета.

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

Серийный самолет Ан-2, эталон 1950 г. За всю историю летных и технических подразделений Ростовских авиаотрядов всего эксплуатировался 31 самолет типа Ан-2.

1948 июнь – было создано Северо-Кавказское (территориальное) Управление ГВФ, в состав которого входили Ростовские 77-й и 78-й авиационные (летные) отряды, в 1963 году они объедены и вошли в состав Ростовского Объединенного Авиаотряда, сохранили свое обозначение до 1992 года.

1948-1952 – в Ростовских летных и технических подразделениях эксплуатировалось более 60 воздушных судов типа Ли-2.

1949

1949 – после победы над империалистической Японией страна переходила с военных на мирные рельсы. В связи с этим шла реформа в армии. В то же время было резко сокращено производство вооружения. На смену артиллерии стали поступать различные ракетные системы, классическую авиацию сменяла реактивная, а в 1949 году Советская Армия получила и ядерное оружие.

1949 – начался процесс опускания «железного занавеса», принято Постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций (усиление информационной изоляции). 

1949 – с поступлением на эксплуатацию новых типов ВС приходилось осваивать ранее неизвестные методы ухода за материальной частью и её ремонта. В ГВФ было решено создать новое подразделение в авиатранспортных структурах – линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) с цеховым делением, где выполнялись работы по всем формам технического обслуживания воздушных судов. ЛЭРМ в дальнейшем были преобразованы в Авиационно-Технические базы (АТБ). 
                   
1949-1961 – эксплуатация Ростовскими авиационным (летным) отрядами самолетов Ли-2 (модификация самолета ПС-84), завод изготовитель Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Валерия Чкалова (Ташкент). Самолеты Ли-2 эксплуатировались по 10-18 лет. Всего в Ростове, на эксплуатации находилось 64 самолетов данного типа – самое больше количество самолетов одного типа в истории Ростовского ОАО – одного из крупнейших авиаотрядов в СССР.

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

Самолет Ли-2 (модификация ПС-84), бортовой номер СССР-Л4768, Ростовского авиационного (летного) отряда. Фото до 1959 года. (Редкое фото).

Самолет Ли-2 средней дальности. Его производство началось в Ташкенте в 1942 году на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного в рамках лицензионного производства американского Douglas DC-3. В период Великой Отечественной войны Ли-2 стояли на вооружении дальнебомбардировочных полков и широко использовались в качестве ночных бомбардировщиков, а также для полетов за линию фронта и выброски парашютных десантов. После войны широко применялись в Аэрофлоте, в полярной авиации и даже в сельском хозяйстве. Окончательно выведен из эксплуатации в середине 1970-х годов и заменен на Ил-14 и Ан-24.

1949-1960 – эксплуатация Ростовским авиационным (летным) отрядом самолета Ли-2 (модификация самолета ПС-84), регистрационный номер СССР-Л4535, (с 1959 года бортовой номер СССР-84535, заводской номер 18431001, серийный номер 310-01, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1949, в эксплуатации с 1949, 11 лет, списан 1960 июль 05, Приказ СКТУ № 219 – по отработке ресурса.

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

Кабина самолета Ли-2 с фотографией любимой девушки. Крайне распространённое явление в поведении летного состава в полете, хотя это было запрещено по условиям эксплуатации самолета. Но время было сложное, поэтому на это смотрели «сквозь пальцы». 

1949 – на аэродроме Ростов-на-Дону построены: искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП) длиной 2000 метров, шириной 40 метров, перрон и пять рулёжных дорожек (РД).

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

       Аэродром Ростов-на-Дону. Спутниковое фото.  

1950

1950 февраль 02 – Указом Президиума Верховного Совета от 25.02.1950 введены персональные ВОЕННЫЕ звания для начальствующего состава Главного управления гражданского воздушного флота СССР. ГВФ СССР по-прежнему являлся структурой ВВС СССР.

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

1950 сентябрь 02 – Постановлением Совета Министров СССР для повышения качества руководства движением воздушных судов и безопасности полетов в аэропортах был создан институт руководителей полетов (РП), на должности которых назначались опытные командиры транспортных самолетов первого и второго класса с действующими пилотскими свидетельствами, имевшие опыт полетов в сложных метеоусловиях и захода на посадку по радиосветотехническим системам днем и ночью. Инструкция по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР и местных воздушных линиях ГВФ, утвержденная приказом ГУГВФ от 07.09.1959 № 369, как следует из названия, предполагала именно руководство движением самолетов со стороны, существовавшей уже тогда службы движения. Долгое время руководитель полетов аэродрома был ключевой фигурой в деятельности любого аэропорта.

1950-1960 март 24 – эксплуатация тип Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-Л4878 (с 1959 года бортовой номер СССР-54878), заводской номер 18436004, серийный номер 360-04, Ростовский Авиационный (летный) отряд, списан 1960 март 24, Приказ № 89 – по отработке амортизационного ресурса, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1950, в эксплуатации с 1950, 10 лет.

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

Самолет Ростовского авиаотряда Ли-2 бортовой номер - Л4878, с 1959 бортовой номер – СССР 54878.

1950 август 21 – введено в действие «Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР» (НИАС ГА-50, приказ начальника ГУ ГВФ СССР № 181 от 21.08.1950 г.), во всех авиатранспортных подразделениях и аэропортах была упорядочена работа инженерно-авиационных служб (ИАС). Основной документ, регламентирующий организацию технического обслуживания самолетов. Выход этого документа считается началом формирования современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации.

1950-1957 октябрь 31 – эксплуатация (07) тип Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-Л3919 (с 1959 апрель 03 бортовой номер СССР-16206), (заводской номер 18431803, серийный номер 318-03), Конструктор – Лисунов Борис Павлович, Ростовский Летный отряд ХХ, списан 31 октября 1957, Приказ № 406 – по отработке амортизационного ресурса, бортовой номер LZ-TUF, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1949, в эксплуатации с 1949, 8 лет. 

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

Капитан Капустин Борис Владиславович, ростовчанин, и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич.

1951 – ростовчанин, капитан Капустин Борис Владиславович окончил Ростовский индустриальный техникум, в том же году призван в ряды Вооруженных сил. По предложению призывной комиссии поступил в Кировобадское военное авиационное училище летчиков им. Хользунова. После окончания распределен на Север, затем направлен в Группу советских войск в Германии (ГСВГ). В 1966 году, 6-го апреля, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич СТАЛИ ТЕМИ САМЫМИ ЛЕТЧИКАМИ, ПРО ПОДВИГ КОТОРЫХ пела вся страна. Это  песня Оскара Фельцмана и Роберта Рождественского «Огромное небо». Капустин Б.А. был старшим лётчиком 668-м бомбардировочного авиационного полка, 132-й бомбардировочной авиационной дивизии, 24-й воздушной армии, Группы советских войск в Германии, который дислоцировался на аэродроме Фи́нов. Малоизвестный факт, что он похоронен в Ростове. 

1952

1952 январь 01 – экономические условия года, котировка денежной единицы на 01.01.1952: рублей за доллар = 4.0, долларов за рубль = 0,2500.

1952 апрель 27 – первый испытательный полет реактивного тяжёлого двух двигательного многоцелевой военного самолёта Ту-16, который стал прологом в 1955 году первого советского пассажирского самолета Ту-104. И далее, в 1962 году, самолета Ту-124, который пытались начать эксплуатировать в Ростове, но не получилось, т.к. аэродром не позволил. 

1952 август-октябрь – проведены испытания транспортного самолета Ил-14 конструкции С.В. Ильюшина. В 1954 году Ил-14 вышел на авиалинии.

1952 сентябрь – создано Северо-Кавказское Территориальной Управление ГВФ Главного Управления ГВФ СССР. 

1952 сентябрь – в Ростове-на-Дону на базе 34-го Транспортного авиационного отряда был образован 77-й Авиационный транспортный отряд, а на базе 227-го Авиационного отряда специального применения (АОСП) создан 78-й Авиационный Отряд Специального Применения (АОСП) и Местных Воздушных Линий (МВЛ) Северо-Кавказского территориального управления ГВФ.

1952-1961 октябрь 10 – эксплуатация самолета Ли-2 в Ростовском ОАО, СССР-Л4985 (с 1959 года бортовой номер СССР-54985), заводской номер 23443501, серийный номер 435-01, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1952, списан 1961 октябрь 10, Приказ № 458 – по отработке ресурса, в эксплуатации с 1952, 7 лет.

1948-1952 – годы, когда военная структура транспортной авиации все больше и больше приобретала черты гражданской авиации. Это было время гражданской эксплуатации самого массового военно-транспортного самолета СССР Ли-2. И одно из самых крупных гражданских авиатранспортных подразделений СССР находилось в Ростове-на-Дону.

Именно в это время были заложены предпосылки к реактивной эре авиатранспорта в СССР, для того чтобы в 1955 году состоялся первый полет пассажирского самолета Ту-104. 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Следующая публикация «Из Хроники РОАО и ДОНАВИА» охватывает период 1952–1956. 

Написать нам письмо